Церковь Николая Чудотворца в селе Епишево (Вороница)

Село Епишево — одно из старинных в районе, расположено оно в живописном месте. Достопримечательностью его является редкой красоты камен­ная церковь Николая Чудотворца. Она и сейчас, несмотря на то, что частич­но разрушена, возвышается над окружающей местностью и производит неизгладимое впечатление на православного человека.
Когда, кем и при каких обстоятельствах основано село Епишево — неиз­вестно. Возможно, в ХII-ХIII вв. в этих местах суще­ствовал мужской монастырь и в нем была каменная церковь. Затем татары разорили обитель, а монахов либо убили, либо увели в плен. Священник Дмитрий Конокотин в своей работе «Историко-статистическое описание села Епише­ва, Вороницы тож, Рославльского уезда Смоленской епархии» приводит не­сколько аргументов в подтверждение такой гипотезы. Но эти сведения сейчас нельзя ни опровергнуть, ни подтвердить.

До второй половины XVIII в. село называлось Вороница, а затем князь Платон Дмитриевич Друцкий-Соколинский переименовал его в Епишево. Князьям Друцким-Соколинским с давних времен принадлежало местечко Епифан Тульской губернии и ближайшие от него селе­ния, в числе которых было Епишево (недалеко от города Тулы).Церковь Николая Чудотворца. Фото Сергея Павловича Носикова, 18 июля 2009 Князь Платон в приданое от жены получил Вороницу и другие деревни, входя­щие в состав прихода этого села. Затем князь переселился сюда и пере­вез часть крестьян из Епишева. Как воспоминание о родине переселен­ных крестьян Платон Дмитриевич переименовал Вороницу в Епишево. Несколько позже, когда крестьяне села перешли во владение различных господ, возникли три самостоятельных селения: село Епишево, деревня Епишево и деревня Слепцово, получившее название от слепого старожила этой деревни, достигшего глубокой старости и называемого в окрестности «слепец».Сколько храмов строилось в селе Епишево, неизвестно. Существующему каменному предшествовали два деревянных. Первый из них сгорел при пожаре. В народе сохранилось предание, что перед пожаром на восточ­ной стороне церкви, недалеко от селения Слепцово, многие видели сия­ние, напоминающее радугу. Когда пожар бушевал, явление исчезло. Цер­ковь была охвачена огнем и сгорела.
На месте сгоревшего храма был построен другой, также деревянный. Был он двухпрестольным: главный престол — в честь Святителя Николая и придельный — во имя мучеников Флора и Лавра.
Новая церковь оказалась мала для прихода: в праздничные дни она не могла вместить даже 2/3 прихожан. Тогда священники Прохор Евсеевич Недосекин и Александр Григорьевич Дюков решили возводить новую, уже каменную церковь. Крестьяне жертвовали на благое дело хлеб, холст и т. д., местные помещики — деньги и церковные вещи. Кроме того, священники проводили сборы среди верующих в Рославле, Москве и Брянске.
К 1800 г. церковь была закончена и освящена. В 1829 г. к ней была пристроена красивая каменная колокольня. В 1882 г. храм, имеющий трещины на стенах придела, снова был переложен и расширен по бокам.
План Церкови Николая Чудотворца в ЕпишевоДанная церковь является редким памятником архитектуры. Имеет форму креста. Это своеобразный храм типа восьмерик на четверике. Построен он в стиле раннего классицизма. Четверик с равной по высоте, но более узкой пятигранной алтарной апсидой увенчан крупным световым восьмериком. Граненый купол прорезан по странам света люкарнами. Де­кор фасада во многом близок к барокко — карнизы, щиты над окнами, прямоугольные ниши, квадратные наличники с фронтонами над узкими люкарнами. Особенно нарядны портики четверика. Крыша на храме была железной, кресты на главах позолоченными.
На трехъярусной колокольне висели восемь колоколов. Один — весом в сто пудов (пожертвован помещиком Петром Яковлевичем Семичевым); второй — весом в пятьдесят пудов; третий — весом в пятнадцать пудов (найден случайно на болоте Черная грязь). Остальные колокола были небольшими. Не каждая звонница Рославля имела такой набор колоколов, как в Епишеве.
Внутри церковь была очень красива. На стенах храма — масляная живопись на евангельские сюжеты. Иконостас главного престола в честь святителя Николая украшала деревянная позолоченная резьба. В алтаре име­лась богато выделанная серебряная утварь. В местной летописи указываются следующие предметы:
«1. Напрестольные кресты: а) крест серебряный, вызолоченный, с изображениями ликов на финифти, весом два фунта и двадцать три золотника; б) крест серебряный, вызолоченный, приобретен усердием священника Иосифа Глебова с помощью майора Михаила Петровича Семичева.
2.Евангелия: а) Евангелие на александрийской бумаге, печатанное в 1758 году, в серебряно-позлащенном окладе, весом тринадцать фунтов и девять золотников; б) Евангелие в лист на александрийской бумаге, печатанное тоже в 1758 году, обделано в медный, посеребренный оклад с изображениями ликов на финифти. Как первое, так и сие неизвестно, когда и кем пожертвованы; в) Евангелие на александрийской бумаге, оклад на нем из апплике, ценностью в 60рублей; пожертвовано в 1883 году управляющим имением Мальцева, Дмитрием Максимовичем Третьяковым.
3. Сосуды: а) большой потир серебряно-вызолоченный, осыпанный стразами, — к нему дискос, звездица и лжица, тоже серебряно-вызолоченные, весу в них пять фунтов и двадцать семь золотников; б) потир и при нем дискос, звездица и лжица серебряно-вызолоченные, весу два фунта и пятьдесят золотников; в) дарохранительница серебряно-вызолоченная, весом в шесть фунтов с половиной».
В 1898 г. крестьянин Гавриил Иванович Бобков пожертвовал церкви плащаницу стоимостью в 100 рублей.
По сравнению с другими сельскими храмами Епишевский считался богатым.
Фото Сергея Павловича Носикова, 18 июля 2009В приходе почиталось несколько икон. Среди них необходимо выделить следующие:
Храмовая икона святителя Николая. Это был образ древней работы, он почитался прихожанами как чудотворный. Когда появилась икона в церкви — сведений нет, но существовало предание о ее чудесном обрете­нии. Однажды летним вечером между деревнями Алексеевкой и Шиловкой пожилой крестьянин увидел на дереве икону Николая Чудотворца и услышал голос: «Возьми икону и неси ее в новоустроенную Епишевскую церковь». (Здесь имеется в виду церковь, которая стояла в то время, а потом сгорела). Крестьянин в тот же вечер принес икону в храм. Сохранилось предание и о том, как икона уцелела во время пожара. После строитель­ства новой церкви священник из Епишева поехал в Москву для покупки церковной утвари и затем намеревался отправиться домой, но неожидан­но был приглашен к одному купцу в его лавку. И здесь он увидел икону Николая Чудотворца, бывшую до пожара в Епишевской церкви. Оказа­лось, что купец приобрел эту икону на следующий день после пожара, причем принес образ в Москву один приходивший на заработки крестьянин. Он нашел икону на дереве. После разговора со священником больной до­чери купца, несколько лет прикованной болезнью к постели, во сне был голос, который приказал вернуть икону в Епишево. Наутро перед обра­зом был отслужен молебен, после которого больная девушка исцелилась. Святая икона была возвращена в Епишево, а через некоторое время купе­ческая дочь прислала серебряную ризу для образа. В 1870 г. оклад был об­новлен.
Казанская икона Божьей Матери. Считается явленной недалеко от села Марьинского. Холм, на котором явился образ, в народе называли «холмом Богородицы». На иконе была серебряная риза весом в два фунта.
Икона Нерукотворного Образа Иисуса Христа под серебряным окладом, который был пожертвован штабс-капитаном Петром Яковлевичем Семичевым.
В дореволюционной литературе, посвященной Епишевской церкви, самой интересной и знаменитой иконой Никольского храма указывается икона Божьей Матери Всех Скорбящих Радость. Вот одно из сохранивших­ся описаний этого образа:
«В здешней церкви замечательна икона Божьей Матери, писанная на доске, древнего Византийского стиля, совершенно сохранившаяся и отличающаяся живостью лика и яркостью красок. На обороте ее следующая надпись: «Оный образ Божьей Матери взят из Арчакова Минихом в 1737году, взят и внесен в комнаты Анны Иоанновны, а взят в полон Мамаем, и находился (?) до взятия из Арчакова, а из комнат внесен на погребение Императрицы Анны в 1739 г., декабря 20 дня». Икона эта пожертвована в Епишевскую церковь бывшей помещицей Небольси­ной, но как и от кого перешла к ней, о том сведений нет, а наследники ее, бедные дворяне, ничего о том не знают».
Куда пропали иконы Епишевской церкви после ее закрытия, неизвестно. Возможно, они утрачены или хранятся сейчас у местных жителей.
До 1883 г. в Епишевской волости было только одно училище, в кото­ром обучались жители села Епишево и деревень Епишево, Костюшково и Слепцово. В отдаленных от Епишева селениях царила безграмотность. Ме­стный священник Дмитрий Конокотин приложил немало усилий, чтобы в более отдаленных селениях были открыты низшие школы грамоты. Его ста­рания увенчались успехом. С 1883 г. в волости возникло 12 таких школ. Учи­телями были крестьянские мальчики, успешно окончившие волостное училище. В школах грамоты дети изучали церковно-славянский и русский языки, Закон Божий, письмо и арифметику. В 1887 г. псаломщик Иоанн Полубинский организовал детский хор из учеников волостного училища и бли­жайших школ грамоты.
При Епишевской церкви имелся книжный склад, в котором действова­ла библиотека. Крестьяне бесплатно пользовались книгами исторического, ре­лигиозно-нравственного характера, по естествознанию, хозяйственного и бы­тового направлений. В 1898 г. священник Иоанн Розов получил разрешение проводить публичные народные чтения в здании волостного училища. Темы бесед были в основном религиозно-нравственного, исторического и этногра­фического содержания. Среди наглядных средств обучения использовались картины и «волшебный фонарь».
В начале XX в. в Епишеве было открыто земское двухклассное училище, одно из лучших в губернии.
Село Епишево с 1861 по 1924 гг. являлось центром одноименной воло­сти, позже входило в состав Пригорьевской и Сещенской волостей, с 1929 г. являлось центром одноименного сельсовета.
Никольская церковь была закрыта в 1937 г., однако во время Великой Отечественной войны действовала. Вторично упразднена во время хрущев­ских гонений, после смерти в 1958 г. местного священника. В 1974 г. храм был взят на охрану государством.

О храме села Епишево.

Церковь Николая Чудотворца. Фото Сергея Павловича Носикова, 18 июля 2009Сколько пережило храмов село Епишево-неизвестно. Можно отчасти представить некоторые сведения о двух только из них, непосредственно предшествовавших настоящему. Первый из тех храмов был деревянный; неизвестно, сколько времени существовала эта церковь, истреблённая пожаром, но в народе сохранилось предание, что перед началом горения ея на восточной стороне ея, невдалеке от от селения Слепцова и ныне существующего, на изгороди многие видели необыкновенное сияние, на подобие радуги; когда-ж пожар усилился, явление исчезло. Как церковь, так и внутренние принадлежности сделались достоянием огня. На месте сгоревшего храма построен был другой - деревянный. Сосновый лес для построения храма брался невдалеке от церкви – по другую сторону реки Пет. Храм был двухпрестольный: главный во имя Святителя и Чудотворца Николая, и придельный во имя свв. Мучеников Флора и Лавра,- построен был не на том месте, которое занято настоящим храмом, а саженях в пяти на юго –восток. Деревянная церковь была мала для трёхкомплектного прихода. Поэтому Священники Прохор Евсеевич Недосекин и Александр Григорьевич Дюков с твёрдою верою и надеждою на помощь Божию решились устроить новый каменный храм, несмотря на то, что в церкви средств не было никаких. Господь благословил это святое дело священников- строителей; пожертвование потекли со всех сторон: крестьяне, прихожане жертвовали хлебом, холстом и другими принадлежностями сельского хозяйства, помещики деньгами и церковными вещами. Нашлись благотворители и в соседних городах – Рославле; Брянске и Москве, куда за сбором пожертвований ездили сами священники.
С помощью Божию этот каменный храм был окончен в тысяча восемьсотом году и тогда же был освящён. В 1829 году заботами священника Алексея Дюкова был устроен верхний этаж колокольни. В 1882 году настоящий храм в следствии оказавшихся трещин в стенах придела был реставрирован и расширен по бокам на три аршина. Фигура настоящего храма четырёхугольная; стены оштукатурены и вверху,(?), окрашены(?) белой краской; крыша на храме железная. Вокруг церкви обнесена каменная ограда. Кресты на церкви железные, покрыты золотом. На колокольне восемь колоколов: большой весом ста пудов, пожертвованный приходским священником Петром Яковлевичем Семичёвым, - 2 - пятидесяти пудов, 3-ий – пятнадцати пудов, найденный по преданию, на болоте «Чёрная грязь», в версте приблизительно от села; остальные колокола небольшого веса.
Из икон и другой церковной утвари храма замечательны следующие:
1) Храмовая икона Святителя и Чудотворца Николая. Эта икона очень древняя и почитаема, как прихожанами села Епишева, так и жителями соседнего села, чудотворную, в следствии чего в Храмовые праздники- 9 мая и 6 го декабря, в церковь стекается большое количество богомольцев. Поступила эта икона в Епишевскую церковь с незапамятных времён и, по преданию, чудесным образом: однажды, когда ещё не существовало сёл Прыща и Разрытое, ныне Корсики, отстоящих от Епишева – первое в 25 верстах, а второе в 40 верстах, - престарелому крестьянину, в летнее время, около вечера, между деревнями Алексеевской и Милевой явилась на дереве икона Никола Чудотворца, причём он, старец, услышал голос: «Возьми икону и неси в новоустроенную Епишевскую церковь(Здесь разумеется прежняя деревянная церковь, которая сгорела)». Крестьянин исполнил это повеление и в тот же вечер принёс святыню в Епишево; здесь жители приняли икону с радостью и сделали её храмовою. Каким образом эта икона Святителя Николая не сделалась достоянием огня во время пожара, уничтожившего прежнюю деревянную церковь со всем и церковным имуществом, об этом в народе существует такое предание: когда на месте сгоревшей церкви была устроена новая, священник отправился в Москву для получения Св. Антиминса и покупки церковной утвари. Устроив все свои дела отцом было совсем отправился из Москвы в обратный путь, как вдруг одним купцом был приглашён зайти в его лавку: здесь в лавке священник увидел икону Св. Николая, бывшей в Епишевскос храме, и так был изумлён, что купец(невольно), это заметил и спросил его: «Что с Вами, Батюшка!!!». Из разговоров оказалось, что икону эту купец приобрёл у одного крестьянина, приехавшего в Москву на заработки, три года тому назад, и будто бы найденную им на дереве. Из дальнейшего же разговора оказалось, что купец приобрёл эту икону на другой день после пожара, истребившего Епишевскую церковь. В эту же ночь больная дочь купца, несколько лет лежавшая на одре, в сновидении услышала приятный голос неизвестного старца, чтобы купленная икона её отцом отдана была в Епишевскую церковь. На другой день был отслужен перед иконою Святителя Николая молебн и дочь купца, несмотря на упорную и неизлечимую болезнь, - выздоровела. Святая икона снова была возвращена в Епишево и прихожане с радостью приняли свою заветную святыню; через несколько времени исцелённую купеческую дочерью принесена была сребра-позлаченная риза, стоимостью около полутораста рублей. В 1870 году усердием священника Иосифа Глебова риза поновлена и заплачено было триста рублей.
2) Икона Казанской Божей Матери, в придельной церкви Свв. муч Флора и Лавра, в народе считается явленной близ села Марьинского или Каменец; когда и кем она доставлена в Епишевскую Церковь – неизвестно. Но холм, на котором явилась эта икона, и по сие время называется «Холмом Богородицы». На иконе риза серебрено - вызлаченная, весом в два фунта.
3) Икона Божией Матери всех скорбящих радости – древнего византийского письма. На обороте её имеется следующая надпись: «Оный образ Божей Матери взят из Арчакова Минихом в 1737 году, взят и внесён в комнаты Анны Иоанновны, а взят в полон Мамаем, и находился (?) до взятия из Арчакова, а из комнат внесён на погребение Императрицы Анны в 1739 году, декабря 20 дня». Икона была пожертвована в Епишевскую церковь лет шестьдесят пять тому назад бывшей помещицей Небольси­ною. Как она досталась Небольсиной наследники ея не любопытствовали узнать.
Из церковной утвари более ценится следующее:
1) большой потир, к нему дискос, звездица и лжица, серебрено-вызолочёные, весом пяти фунтов и двадцать семь золотников.
2) Дарохранительница сребро – вызолоченная весом в шесть фунтов с половиною и
3) Два Евангелия, печатанные в 1758 году – одно в сребро – позлащенном окладе, а другое в медном посеребрённом.
В состав прихода села Епишева входят: село Епишево, деревн - Епишево, Слепцово, Старые Фоминичи, Фоминичи на Усе, Новые Фоминичи, Макаровка, Афонино, Будынец, Комаровка, Тросна – Ивакино, Артюхово, Бехово, Бобоедово, Ногост, Костюшково, Турово, Крупец и владельческие поместья:Марвинское и Темпровское.
Приход села Епишево расположен не в далёком от села расстоянии, самые дальние деревни находятся в 8 верстах.
До 1847 года причт села Епишева был многокомплнктным: три священника, два диакона и семь причетников. С 1847 года, по Высочайше установленному штату, двухкомплектный: два священника, диакон и два псаломщика.
О бывших в селе Епишево священно – церковнослужителей сохранились сведения следующие: священники:
1) Евсей Илларионович Недосекин, умерший в 1793 году, 78 лет.
2) Прохор Евсеевич, сын первого, умерший в 1805 году.
3) Фёдор Михайлович Наздровский, в 1789 году умер.
4) Александр Григорьевич Дюков посвящён в священники из дьяконов села Епишева, на место Наздровского в 1783 году, умер в 1804 году.
5) Илларион Недосекин посвящён в священники из понамарей, по смерти отца своего, в 1793 году.
6) Алексей Александрович Дюков, с 1804г по 1831 год, умер 52 лет.
7) Иосиф Алексеевич, сын Алексея Дюкова, священствовал три года.
8) Алексей Прохорович Щенкин, умер в 1828 году, 48 лет.
9) Iоанн Петрович Лызлов, (?) сын из г Столенска, 45 лет.
10) Протоирей Афанасий Алексеевич Дюков, поступивший на службу в 1828 году. Четыре года был уездным депутатом, 20 лет благочинным и сотрудником по училищу этого духовного училища; был награждён набедренником, скуфией и камилавкой.
11) Александр Иванов Сементовский, в село Епишево поступил в 1863 году, а с 1864 находился за штатом.
12) Семён Селезнёв, определён в село Епишево в 1860 году, священствовал четыре года.
13) Iосиф Романович Глебов, определён в 1860 году, умер в 1847 году.
14) Iоанн Егоров (?) перемещён из села Сукранки в Епишево в 1865 году, в 1872 году умер в селе (Ортленцеве?).
15) Иоаким Григорьевич Ильенков, в 1872 году перемещён из села Богородицкого, Смол. губер., священствовал в Епишево 8 лет.
16) Iоанн Алексеевич Дюков – поступил в Епишево в 1877 году по (?) зять священника Iосифа Глебова.
17) Дмитрий Иванович Конокотин, сын священника (?) Смоленского уезда, поступил на службу на место Ильенкова в 1880г.
18) Iоанн Иванович Розов, священнический сын села Сычёва, Ельнинского у, поступил на службу 15 августа 1887 года, на место Дюкова.
Диаконы:
1) Епифаний Алексеев, уроженец епишевской, дьячковский сын, умер в 1816 году в преклонных годах.
2) Стефан Евсеевич Недосекин, священнический сын с Епишево, умер в 1817 году 68 лет.
3) Iаков Рубанов дьячковский сын с Епишево, состоял на службе с 1797г по 1813г.
4) Алексей Борисов Лебедев, на службе состоял с 1811г по 1834г.
5) Семён Яковлев Рубанов, поступил из дьячков на место отца своего, умер в 1829 году.
6) Фёдор Львов Волочков, зять Семёна Рубанова поступил в Епишево в 1831 году из учеников Семинарии, священнический сын села Суетово, Дорогоб.у., умер в 1859 году.
7) Павел Пармений Черепвенин(?), зять Лебедева, состоял на службе 1834 по 1838г.
8) Борис Гаврилов Чернавянин – с 1838 по 1841г.
10) (так в документе) Николай Михайлович Юденич, зять Волочкова, окончивший курс в Смол. Дух. Семинарии, на должность поступил в 1862 году, а в 1865г перемещён на священническое место в село Стегринова Краснин.у.
11) Александр Семёнов Пряников с 1865 пр 1866г.
12) Пётр Алексеев Баранов, священнический сын, по увольнению из среднего отделения Смол. Дух. Семинарии; 15 дек. 1856г поступивший диаконом в село Егорье, 15 сентября 1866г перемещён в с Епишево, умер в 1870году.
13) Фёдор Тимофеевич Стирягин с 1843г по 1844г.
14) Алексей Семёнов Зазыбин, сын диакона, села Гришкова(?) уезда, в село Епишево поступил 15 авг 1875г, а в 1877 году переведён на священническое место в село Сукромлю.
15) Николай Евгеньевич Сеньковский, дьячковский сын села Нежеды Ельнинского у., перемещён в с Епишево из села Потковы в 1877г а в 1883г определён на священническое место в с.Драгачёва(?) уезда.
16) Нил Иванович Леонович, дьячковский сын села Ельни, Поречского у., в 1882 году определён был на должность псаломщик с. Епишево,а в 1883г рукоположен в диакона.
Дьячки:
1) Алексей Аранинов, священнический сын села Жарыни, умер в 1795 году (?).
2) Iаков Григорьев Губанов, пономарский сын, села (Рагнедино ?).
3) Василий – Без фамилии, (?) преступление отрешён был от должности.
4) Иван, сын Василия, 20 лет поступил в Епишево, в 1790 году перемещён в село Разрытое диаконом.
5) Алексей Александров Дюков, свяшеннический сын с Епишево, (?) в 1795г, а в 1804году рукоположен в священники.
6) Имя Егоров, дьячковский сын, в 1800г выбыл в (?) (?).
7) Василий Стефанов Недосекин, дьячковский сын с.Епишева, в 1833г перемещён в село Несоново на дьячковское место
8) Прохор Евдокимов, пономарский сын с Епишева.
9) Василий Стефанов.
10)Борис Глухарёв, с 1804г по 1814г.
11) Семён Яковлев Рубанов, дьяконский сын с Епишева,умер (?) (?) в 1821 году.
12) Иван Сеславльский, дьячковский сын с Сеславля с 1804г по 1825г.
13) (?) Iаковлев Рубанов, дьяконский сын села Епишева, поступил в дьячки в 1820 году и состоял по 1850г.
14) Зять его Семён Лукич Мазжов, с 1838г по 1864г.
15) Зять Сеславльского Павел Григорьев (Сужинский?), с 1825г по 1863г.
16) Димитрий Васильев Недосекин, сын Василия Стефанова, с 1834г.
17) Василий Родионов Недосекин, с 1855г по 1862г.
18) Михаил Николаевич Чернавский, в 1863г.
19) Никодим Александров Берёзкин, дьячковский сын села (Прикета?) Красненского уезда; в 1861 году был определён дьячком в село Рудню, в 1864 перемещён в село Покрова – Кошкино и того же года переместился в село Епищево, где служил по 1880 год.
20) Алексей Семёнов Ильенков, из окончивших курс Смол. Дух. Семинарии, священнический сын села Покрова Юхновского уезда, с октября 1880г по февраль 1881г состоял на должности псаломщика.
21) Пётр Петров Горанский, дьячковский сын села Новосёлок Росл.у., из окончивших Смол. дух. семинарию, состоял с июля 1881г по январь 1882г.
22) Нил Иванович Леонович, с 1882г по 1883г дьячком, а с сего года диаконом с Епишева.
23) Пётр Петрович Ширяев, дьячкоаский сын села Яковлевка Ельнинского у., состоял с 1862г по 1893г.
24) Иван Фёдорович Полубинский, дьконский сын села Соболева, Краснинского у., в 1867г определён был на псаломническое место в село Осавин, Росл.у., в 1885г перемещён в с Епишево, в 1903 году рукоположен диаконом на псаломщинской (?).
25) Александр Иванович (Недосин?), священнический сын села Трёхбратского, с 6 июля 1893 года по сентябрь 1894г.
26) Фёдор Петров Ширяев, из окончивших курс См. Дух. Семинарии, в должности с 10 окт. 1894г по 31 мая 1897г, дьячковский сын с. Епишева.
27) Пётр Петров Ширяев, дьячковский сын села Епишева, из окончивших курс См. Дух. Семинарии, в должности с 15 юля 1897г по 1900г.
28) Константин Иванов Дьяконов, дьячковский сын г. Вязьмы с 1906г.
Пономари.
1) Илларион Евсеевич Недосекин, епишевский уроженец, умер 96 лет.
2) Прохор Евдокимов, с 1782г по 1803г.пономарём и затем дьячком.
3) Иван Родионов Недосекин с 1803г по 1804г.
4) Иван Щепкин с 1782г по 1812г.
5) Николай Кирилов Неклепаев с 1812г по 1844г.
6) Василий Илларионов Недосекин с 1812г по 1834г.
7) Василий Родионов Недосекин с 1814г по 1855г.
8) Пётр Никифоров Чудовский с 1831г по 1844г.
9) Дмитрий Васмльев Недосекин с 1834г по1862г.
10) Василий Васильевич Попов, священнический сын села Ивкино, Красн.у., с 1883г по 1885год.
Выдающимся лицом из уроженцев села Епишева можно назвать Сергея Осиповича Глебова; он сын священника села Епишева о.Iосифа Романовича Глебова, по окончании курса одним из первых в Смол. Дух. Семинарии на казенный счёт в 1884 году послан для высшего образования в СПетербургскую Академию по окончании которой своими способностями обратил на себя внимание высшего начальства и был рукоположен не в пример прочим священником на правах целебатства и отправлен в качестве члена Японской Миссии в Японию; В настоящее время в сане протоирея он состоит настоятелем Императорской посольской церкви в Токио.
Церковные летописи при церкви села Епишева (?) некоторые части её отпечатаны в Смоленских Епархиальных Ведомостях, во 2 м № 1885г 31 января и в 1887г 30 июля, в 14 №.

Рославльского уезда Николаевской церкви села Епишева священник Димитрий Конокоткин, священник Iоанн Розов.

Фотографии церкви Николая Чудотворца в Епишево
Информация с форума сайта www.roslavl.su